Педагогическая профессия относится к умственному труду и, значит, требует большого интеллектуального напряжения и предполагает слабую мышечную активность. Особенности умственного труда состоят в следующем:
-напряженность мыслительных процессов с высокой динамичностью и силой возбудительно - тормозных процессов в центральной нервной системе;
-неравномерность нагрузок, необходимость принимать срочные и нестандартные решения, возможность возникновения конфликтных ситуаций;
-нерегламентированный график работы;
-сложность взаимоотношений с окружающими;
-большой и плотный поток информации, напряжение памяти, внимания, восприятия и воспроизведения новой информации;
-низкая двигательная активность.
Так как интеллектуальный труд в процессе эволюции возник гораздо позже мышечного, механизмы адаптации к нему у «гомо сапиенс» еще не сложились окончательно. И этот процесс, очевидно, осложняется двумя взаимно противоположными обстоятельствами. С одной стороны, объем информации в мире каждые 10–12 лет удваивается. От современного человека требуются все более высокая психическая устойчивость, все более длительные нервные напряжения, умение все дольше концентрировать внимание. С другой стороны, все больше и больше снижается двигательная активность работника, занятого в сфере умственного труда. При сочетании этих двух условий утомление при умственной работе приводит к перевозбуждению и невротизации, а хроническое утомление – к снижению работоспособности и развитию многих заболеваний.
Профессия педагога, аккумулируя в себе все недостатки умственного труда, отличается еще и высокой плотностью межличностных контактов, а значит, и высокой вероятностью конфликтов. Педагогическая профессия к тому же соединяет в себе и творческую, и организаторскую, и исследовательскую деятельность. Все эти особенности делают работу педагога значительно более сложной, чем работу человека, занятого в сфере материального производства и обслуживания.
Труд педагогов очень специфичен. Нелегко установить грань, где заканчивается производственная, «служебная» деятельность и начинается общественная, когда повышение квалификации переходит в чтение «для себя». Педагог продолжает трудиться и в нерабочее время: анализирует проведенные занятия, продумывает предстоящее занятие, накапливает новую информацию. Особенность интеллектуального труда заключается в том, что даже после прекращения работы мысли о ней сохраняются еще долго. А это ведет к перегрузке и возникновению неврозов.
Педагогический труд требует хорошего здоровья, физической и психической подготовленности, уравновешенности нервных процессов. Педагогу надо обладать большой работоспособностью, выдерживать действие сильных раздражителей, уметь концентрировать внимание, быть активным, бодрым, сохранять на протяжении всего рабочего дня высокий общий и эмоциональный тонус, способность быстро восстанавливать силы. Высокие требования к уравновешенности нервных процессов вызваны тем, что педагогу в силу характера его деятельности необходимо:
-быть сдержанным в ситуациях, провоцирующих интенсивное возбуждение;
-проявлять терпение, уравновешенность, собранность;
-быть выдержанным и спокойным в изменяющихся условиях деятельности;
-отличаться четкостью дикции, уметь выразительно излагать мысли…
Высокие требования к подвижности нервных процессов педагога связаны с тем, что он должен приступать к решению поставленных задач «без раскачки», быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; быстро привыкать к новой обстановке, устанавливать контакты, непринужденно чувствовать себя в кругу незнакомых и малознакомых людей. Одной из особенностей труда педагога является необходимость проявлять постоянный самоконтроль, преодолевать свое эмоциональное напряжение, поддерживать концентрацию внимания для достижения высоких педагогических результатов.
Другая особенность педагогической деятельности – необходимость постоянно распределять внимание, выполнять несколько видов деятельности одновременно. Например: сочетать фронтальную и индивидуальную работу; слушать ответ воспитанника, анализировать его и держать в поле зрения всю группу; объяснять новый материал и поддерживать активность детей; писать задание на доске и объяснять...
Специфика педагогического труда заключается также в постоянной нагрузке на голосовой аппарат, который является очень сложной, тонкой и легкоранимой системой. Поэтому не редки случаи, когда через 5–7 лет педагогической деятельности голос педагога лишается многообразных оттенков, становится тусклым. Появляются профессиональные заболевания, которые ощутимо снижают работоспособность и эффективность обучения. Заболевания голосового аппарата чаще всего возникают как следствие перенапряжения.
Еще одна особенность труда педагога заключается в отсутствии постоянного режима дня. Часто случается так, что приходится работать в две смены, заменяя заболевшего воспитателя. Частая ломка режима тоже ведет к снижению работоспособности, эмоциональным срывам, появлению неврозов даже у опытных педагогов.
Профессиональное здоровье педагога – это не только физическое здоровье. Вслед за Н.М. Амосовым, И.И. Брехманом, Э.Н. Вайнером и другими мы понимаем здоровье как целостность всех составляющих благополучной личности: физической, психической, нравственной, профессиональной. В жизни человека не может быть ни одного обстоятельства, ни одного показателя, который бы не сказывался на здоровье. Вот почему помимо общепризнанных физического, психического, социального компонентов следует учитывать эмоционально-волевые, ценностно-мотивационные, личностные характеристики.
Профессиональное здоровье педагога можно определить как целостное многомерное динамическое состояние организма, которое позволяет педагогу в максимальной степени реализовывать свой потенциал в профессионально-педагогической деятельности.
Уровень профессионального здоровья педагога напрямую зависит от уровня его культуры. У педагога должна быть стойкая мотивация на сохранение здоровья, потребность в его сохранении. Он должен знать свои генетические, физиологические, психологические возможности, средства контроля за здоровьем; уметь адекватно оценивать резервы своего организма, чтобы рационально управлять ими.
Педагог должен ставить здоровье в ряд главных жизненных ценностей, признавать активную роль самого человека в сохранении своего здоровья, постоянно «работать над собой», жить в режиме разумных ограничений и нагрузок. Это сложная и кропотливая работа, но ее результатом может стать профессиональное долголетие.
разгарнуць » / « згарнуць